Любите ли вы маринистов, как люблю их я?

Мой текст, написанный для журнала Porusski.

Оригинал можно посмотреть по ссылке: Русские художники-маринисты

Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей — стихия. Россия окружена 15ю морями, а наши реки невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир. Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.

Фокусник с кисточками

1
Иван Айвазовский
Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.

 

Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты — дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет. В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру. И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.

2_Aivazovsky_-_View_to_the_sea_coast_near_St._Petersburg
Вид на взморье в окрестностях Петербурга

Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза. Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика. Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.

3
Штиль
Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес. На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.

 

7_Aivazovsky_Chaos_1841
Хаос
Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным. Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро. За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.

 

Если вы придете, скажем, с Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, вы заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот. Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере. После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. Благодаря этим приемам, мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.

9_Aivazovsky,_Rainbow
Радуга

8_Буря_Айвазовский
Буря
Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин. Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.

10_Pushkin_farewell_to_the_sea
Прощание Пушкина с морем

11_Пушкин_на_берегу_моря
Пушкин на берегу моря
Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.

Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.

В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

12_Aivazovsky_-_View_of_Constantinople_and_the_Bosphorus
Вид Константинополя с Босфора
Художник будущего императора

13_Nikolay_gritsenko_&_pavel_tretyakov
Николай Гриценко и Павел Третьяков
Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках — кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою и страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи. Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II. За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.

Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.

В его работах нет столько страсти и порыва, как у Айвазовского. Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько точно был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.

14_Gricenko_BronenosKreyer
Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани

23
Клипер «Крейсер» в Суэцком канале
Моряк-художник

15_Bogolubov_by_Repin_1876
Илья Репин. «Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова»
Так называл сам себя Алексей Боголюбов. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью.
У Боголюбова очень много общего с Николаем Гриценко, хотя на манеру его письма огромное влияние оказал Айвазовский.
Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Он окончил Морской Кадетский корпус, после этого много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе. По протекции президента Академии Художеств, с которым талантливый офицер познакомился прямо у себя на корабле, он поступил учиться живописи. А закончив Академию, как и Гриценко, стал художником в Главном морском штабе, поехав в морское путешествие с будущим императором Александром III.

0 T UMAX     PowerLook 3000   V1.5 [5]
Петербург при заходе солнца
Всегда восхищавшийся Айвазовским, в начале своего творческого пути Боголюбов писал яркими и сочными красками, а композиции его были немножко театральными. Но при этом он научился передавать глубину моря, свет, лежащий на волнах, а воздух на его картинах как будто слегка колышется.

17_Bogolyubov_Shipwreck
Кораблекрушение
Во время путешествий по Европе, Боголюбов много писал и искал свой собственный стиль и манеру письма. Его виды Венеции — города, который изображал, пожалуй, каждый второй живописец — отличаются от традиционных. Каналы и палаццо он пишет эмоционально и выразительно.

18_Венеция_ночью._1850-е
Венеция ночью
Часто художник обращается к теме морских сражений. Он изображает их во всех подробностях, но при этом, в отличии от Айвазовского с его поэзией морского боя, картины Боголюбова рассказывают о баталиях сухо и документально, а композиции в них часто критикуют за излишнюю статичность и усложненность.

19_BattleOfSinop_2
Синопское сражение 18 ноября 1753 г.

20_Battle_of_Athos_1807
Афонское сражение 19 июня 1807 года
Однако, эти работы имели большой успех на выставке, поэтому император поручил Боголюбову написать цикл картин, посвященных морским сражениям Петра I.

С каждым годом совершенствуясь в искусстве, Боголюбов начинает писать все более реалистично. Исчезают схематичность и сухость, за которые его порой критиковали. Теперь художник приобретает тонкость и лиризм. Его все больше начинают интересовать эмоциональное содержание работ, он пишет пейзажи настроения, интересуется природой в разное время суток. Композиции становятся более обдуманными и цельными, свет и тень — тонкими и естественными. Боголюбов становится зрелым автором, публика это ценит и признает. С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников.

21_Вёль._Нормандия._1880
Вёль. Нормандия

22_Bogolyubov_Nevsky_painting_2
Крушение фрегата «Александр Невский»
Но в отличии от Айвазовского, которого всегда больше всего притягивало море и стихия, Боголюбов во всех своих работах интересуется людьми. Он часто пишет рыбаков, семьи, прогуливающиеся по набережным, человека, созерцающего море. Для него человек и море — это части природы, поэтому они неотделимы друг от друга.

Как невозможно представить Россию без ее морей и рек, так и наше искусство было бы неполным без потрясающих полотен русских маринистов. Лето — отличное время, чтобы насладиться морскими видами не только в отпуске, но и в стенах музеев и галерей.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s